Как правильно развивать мелкую моторику у годовалых детей

Моторика — это не только банальная «ловкость рук», как думают многие. Дело в том, что в нашем теле всё тесно взаимосвязано — поэтому развитие мелкой моторики у малыша одновременно развивает его зрение, память, воздействует на речевые центры в головном мозге, тренирует восприятие и внимательность.

Иными словами, мелкая моторика — это фундамент развития. Что нужно делать, чтобы он получился прочным?

Три столпа успешного развития мелкой моторики

Мелкая моторика — это, в первую очередь, кисти и пальцы рук. Для того, чтобы они хорошо выполняли свои функции, нужно, чтобы слаженно работали целых три системы организма — опорная, двигательная и нервная.

Опорная система (кости и суставы)

У малышей очень хрупкие суставы и кости, и их нужно укреплять. Кальций, фосфор, витамин D и марганец — вот необходимый для здоровой опорной системы список элементов. Следите за тем, чтобы ребенок получал их в достаточном объеме.

Двигательная система (мышцы)

Если взрослого человека впервые посадить за пианино, он не сможет играть. Просто потому, что в его кистях и пальцах недостаточно развиты нужные мышцы.

У ребенка то же самое — он с нуля учится управляться со своими пальцами и кистями, только не для музицирования, а для повседневных дел. Вы должны помочь ребенку натренировать нужные группы мышц — ряд типовых упражнений легко найти в интернете, например, вот в этом онлайн-пособии.

Нервная система

Если опорно-двигательная система в порядке, мышцы в тонусе, то время переходить к самим упражнениям. Они помогут телу ребенка «запомнить» движения и развить мелкую моторику.

Существует много игр и занятий, стимулирующих развитие мелкой моторики. Их можно разделить на такие группы:

Базовые упражнения

Самое-самое основное, с чего стоит начать — это массаж. Помассируйте пальчики и ладони малыша, проведите по ним своими пальцами. Это поможет ребенку лучше почувствовать собственное тело и увереннее приступить к более сложным упражнениям в будущем.

Есть еще считалки, во время которых вы берете каждый пальчик и легонько его треплете — они тоже подойдут в качестве первых занятий.

Игры для кистей и ладоней

Ребенок сначала развивает более крупную моторику, затем — более мелкую. Поэтому и занятия стоит начинать с более крупных частей тела — кистей и ладоней.

Идеально подойдут всем известные ладушки — ребенок научится не только слаженно управлять ладонями, но и отлично повеселится. Кто не любит ладушки?

Упражнения на сгибание и разгибание пальцев

Хватательный рефлекс проявляется одним из самых первых, но вам предстоит сделать этот процесс управляемым. А значит, научить ребенка сгибать и распрямлять пальцы, когда это нужно.

Для первого хорошо подходит игра «покажи котенка» — когда вы сгибаете пальцы крючками, подражая коготкам котенка, а потом снова разгибаете их (котенок втянул коготки). Сделайте сами и попросите малыша повторить — ему понравится.

Второе занятие, на распрямление пальцев, можно облечь в форму игры, которую так любят дети — а называется она «а где же наш малыш?». Это та самая, где вы закрываете ладонями лицо и делаете вид, что потеряли своего кроху — вскоре он начнет вам подражать, закрываясь ладошками.

Занятия на скоординированную работу двух рук

Дальше — сложнее. На ладушках вы уже начали тренировать координацию работы двух рук (как правило, у детей до года это получается не очень хорошо).

Самое простое (и веселое!) упражнение на координацию двух рук — это разрывание бумаги. Просто возьмите ненужные газеты и отдайте малышу — вот увидите, он сам догадается, что с ними делать.

После года задачу можно давать более сложную — заменить разрывание перелистыванием страниц. Конечно, ограниченный тираж вашей любимой книги с автографом автора пока что давать не стоит 😉

Упражнения для запястий

Мы чуть было не забыли о запястьях — а это тоже крайне важная часть. Итак, запястье тренируется простым закручиванием и откручиванием — вашими помощниками станут всевозможные баночки с крышками.

Только обязательно убедитесь, что в руки ребенка не попали стеклянные баночки — лучше всего подойдут безопасные пластиковые.

Занятия на «пинцетный захват»

Самые филигранные движения во всей мелкой моторике — это так называемый пинцетный захват, когда ребенок берет мелкие предметы противопоставленными большим и указательным пальцем.

Самые популярные методики развития — игры с крупами, песком, перебирание бус и других мелких предметов. Только обязательно следите за тем, как ребенок играет — сами знаете, что любая мелочь так и просится в рот.

Свободные манипуляции с пластичной массой (лепка)

Мы уже говорили о том, что развитие мелкой моторики тесно связано с развитием других навыков. Например, творчество и воображение — близкие соседи мелкой моторики.

Самое универсальное занятие из всех, что когда-либо придумали — лепка. Из пластилина, глины, теста.

Не стоит давить на ребенка в процессе такого «творчества» — если ему нравится просто рвать куски пластилина, а потом соединять вместе, значит, так и нужно. Не заставляйте малыша сразу лепить Венеру Милосскую — это всё придет со временем.

Другие упражнения для тренировки моторики и воображения

Когда вы полностью освоитесь с мелкой моторикой, переходите к занятиям, которые ее используют, но цели ставят совсем иные — развитие воображение, стимулирование творчества и так далее.

Сюда относятся:

  • Рисование «пальчиковыми красками».
  • Рисование карандашами и мелками.
  • Раскрашивание.
  • Собирание пазлов.

Да, в общем-то, чем богаче ваше собственное воображение, тем увлекательнее будут творческие занятия на развитие мелкой моторики. Вы только посмотрите, сколько всего придумала эта мама для своего малыша — его игрушками стали даже обычные резинки и канцелярские булавки.

Не забывайте, что с возрастом заинтересовать ребенка будет всё сложнее — пуговица и крышка с прорезью перестанут его увлекать.

Развивающие карточки от «Маленьких историй»: