Как родители должны участвовать в играх ребенка

Родители всегда найдут повод для беспокойства. Даже если ваш ребенок послушный, добрый, спокойный и так далее — вдруг вам начинается казаться, что он слишком погружается в мир своих игр. Сегодня он человек-паук, завтра — капитан Джек Воробей, а через неделю — с увлечением рассказывает, как он одной левой разрушил целый песочный город с тысячей песочных жителей. Как можно, это же геноцид! — думаете вы.

Что обычно волнует родителей в таких случаях:

  • Вы думаете, что, раз ребенок много времени проводит, примеряя на себя образы несуществующих персонажей, то вырастет лгуном.
  • Вам кажется, что он тратит время впустую. Нет, вы не против игр, но столько времени проводить играя — это чересчур, по-вашему.
  • Вы считаете, что ребенок может потерять интерес к реальному миру и навсегда остаться в выдуманной им сказке. Даже когда станет взрослым.
  • Вас беспокоит, что ребенок играет в один и тот же сценарий много раз: вам кажется, что это признак задержки в развитии.
  • Вы думаете, что раз ребенок представляет себя разбойником или пиратом, то развивает в себе жестокость.

Сразу к делу — все опасения беспочвенны. Еще детский психолог Алла Баркан посвятила это теме целый раздел в своей книге «Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка». Там же говорится о том, что родители должны не мешать игре, а наоборот, принимать в ней участие.

Расскажем обо всем по порядку.

Почему бояться нечего

Весь мир для ребенка — одно большое открытие. Его каждая мелочь приводит в восторг, поэтому веточка вдруг становится мушкетом, а картонная коробка — королевским дворцом. Не стоит беспокоиться, что он «слишком» много времени проводит за игрой — вероятно, вы вели бы себя так же, если бы оказались на другой обитаемой планете.

А какой был у тебя?

Не нужно бояться и того, что ребенок любой обычный предмет готов сделать своей игрушкой. Воображение ребенка пока что ограничено его скудным жизненным опытом — поэтому для игры ему обычно требуется схожий по внешнему виду объект. Например, кресло вместо автомобиля. Такими «заменами» ребенок восполняет недостатки в пока что неразвитом воображении. Пройдет время и никакие заменители ему не будут нужны — он сможет с легкостью фехтовать шпагой из воздуха или стрелять из мысленного бластера.

И такие игры с воображением всегда идут только на пользу — развитая фантазия позволит в будущем выбрать творческую профессию: это не обязательно художники и поэты; конструкторам, инженерам, бизнесменам или ученым фантазия нужна ничуть не меньше.

Игра — это также важный компонент психического развития. Если хотите, чтобы ребенок был общительным — не запрещайте ему играть самому с собой. Пройдет время и ребенок сам ощутит потребность в других «игроках» — так начнется путь к социализации среди сверстников. И не бойтесь, если сначала у ребенка будет воображаемый партнер для игры — это тоже нормально (обычно таких «друзей» дети придумывают себе в 3-4 года).

В игре ребенок самовыражается, учится, исследует, переживает эмоции — в общем, буквально живет. Игру нельзя ограничивать по времени или прерывать — она и есть детство.

Как вести себя родителям

Психологи разработали ряд полезных советов для родителей:

  1. Уделять игре не меньше внимания, чем другим аспектам развития — питанию, физическому развитию или прогулкам на свежем воздухе.
  2. Обращать внимание на то, во что играет ребенок. Покупать ему нужные игрушки.
  3. Поощрять творчество в игре. Лучше всего это сделать, участвуя — задавая вопросы и моделируя неожиданные ситуации. «Капитан, вражеское судно по левому борту, что прикажете делать?».
  4. Никогда не прерывать игру в разгаре. Это очень важно.
  5. Пробовать «считать», что хотел сказать ребенок игрой. Если быть внимательным родителем — можно понять, о чем ребенок мечтает, что для него важно.

А вот так себя вести не нужно

Советы советами, но без предостережений тоже никуда. Психологи не советуют:

  1. Наказывать за игры, воспринимать их как пустую трату времени.
  2. Пытаться разглядеть в «выдуманных партнерах» признаки психического расстройства.
  3. Ругать за то, что ребенок «чрезмерно» фантазирует, игра получается нелогичной, слишком фантастичной.
  4. Игнорировать отсутствие коммуникабельности. Игра — это эта психологического и социального развития, поэтому простое перекладывание кубиков рано или поздно должно вылиться в ролевые игры. Если этого не происходит — нужно стимулировать такой переход.
  5. Не видеть символизма игры. Если ребенок проявляет тягу к строительству, используя для этого всё, что есть в доме — время подарить ему конструктор.

Заключение

Игра — это то, что предопределяет развитие ребенка. Поэтому чем больше будет разнообразных игровых механик вокруг, тем лучше. Мы знаем, что даже чтение сказок можно и нужно превращать в игру — и это доказывают наши книжки-малышки «Маленькие истории». Скачивайте и пусть чтение тоже станет игрой: