Чему учат сказки о предметах

Сказки о предметах

Сказки принято классифицировать: сказки о животных, волшебных существах, русские сказки о богатырях и т.д. Особняком стоят сказки о предметах — у них свое, особенное назначение в детском развитии: интеллектуальном и нравственном.

Их отличия сразу в нескольких моментах.

Первое: сказки о предметах подходят для самых маленьких слушателей

В сказках с персонажами-людьми обычно фигурирует несколько героев, со своими характерами, у таких сказок есть мораль — то есть речь идет о правильном и неправильном поведении, наказании или награде. В сказках о животных примерно то же самое, с той лишь разницей, что в «лесном» антураже. Но для восприятия таких у ребенка должно быть представление о мире людей и животных.

В отличие от них сказки о предметах обычно проще, так как строятся вокруг более понятных вещей — предметы окружают ребенка с первых дней жизни.

Второе: сказки о предметах закладывают базовые знания о мире вокруг

Ребенку нужно объяснить, что огонь обжигает, камень тонет в воде, лист срывает ветром, трава растет, телевизор тяжелый, ботинок рвется. Для каждой унции таких базовых знаний есть своя сказка.

Итак, разберем, какие типы сказок о предметах бывают — согласно их педагогическим целям.

Сказка о мифическом происхождении предметов

Есть даже целый ряд сказок-«почемучек» с названиям, вроде «Почему у розы шипы», «Почему снег белый» и так далее. Они в сказочной форме объясняют происхождение тех или иных свойств предметов, природных явлений.

На этом поприще отличилась писательница Тамара Крюкова.

Сказка о физических свойствах предметов

Встречаются и другой, более сложный жанр — когда сказка объясняет реальные свойства предмета. А иногда нескольких сразу, показывая их влияние друг на друга.

Один из ярких примеров — «Пузырь, соломинка и лапоть».

Такие сказки объясняют, как устроен мир: дерево не тонет, но горит, тонкое ломается, легкое уносит ветер.

Сказка об оживших вещах (игрушках)

К вещам нужно относиться бережно — а чтобы это наглядно объяснить, существуют многочисленные сказки об оживающих вещах (чаще об игрушках, так как это «собственные» вещи ребенка, с ними он чаще взаимодействует).

Например, сказка Андерсена о стойком оловянном солдатике показывает, что у предметов есть душа, заставляет сопереживать им и бережно к ним относиться

Сюжет с оживающими игрушками очень популярный — например, на его основе строится мультфильм «История игрушек». Или сюжет игры об ожившем мотке пряжи по имени Ярни, о котором мы писали недавно.

Сказки о гигиене

Зачем нужно мыло душистое и полотенце пушистое? Для чего нужно поддерживать чистоту — рассказывает отдельный вид сказок о предметах, сказки о гигиене.

Классический «Мойдодыр» — это история о человеке, который не соблюдал правила гигиены и взбунтовавшихся предметах.

Наша «маленькая история» про Чайник о том же — ожившие предметы быта сами взялись за наведение чистоты, когда нерадивые хозяева о них забыли.

Маленькие истории

Сказки о предметах, скрывающих магию внутри

Такие сказки не просто воспитывают бережное отношение к вещам — они создают для ребенка магию вокруг, развивают фантазию.

Так обычный шкаф становится дверью в Нарнию

Нарния

А в табакерке вырастает целый город

Городок в табакерке

Напоследок

Ну и, само собой, самый популярный пласт сказок — о волшебных предметах, которые достаются их незадачливым владельцам и круто меняют их жизнь к лучшему. Вспомните сапоги-скороходы, самодвижущуюся печь Емели, скатерть-самобранку, ковер-самолет Аладдина или волшебные башмачки Элли из Канзаса.

Но начинать всё-таки стоит с обычных, а не волшебных, вещей. Историю про Чайник и другие интерактивные сказки-малышки вы по традиции можете скачать здесь: