Сказки про животных: принципы создания персонажей для «Маленьких историй»

ZOOTOPIA – Character Concept Art of Nick Wilde by Cory Loftis (Character Design Supervisor). ©2015 Disney. All Rights Reserved.
ZOOTOPIA — Character Concept Art of Nick Wilde by Cory Loftis (Character Design Supervisor). ©2015 Disney. All Rights Reserved.

В литературе не бывает случайных ходов или персонажей.

Детские книги о животных — это отдельный поджанр, его выделяет в качестве такового классический «указатель сказочных сюжетов» Н.П. Андреева. Почему отдельный? В сказках про зверей самая доступная подача материала, так как образы животных всегда архетипичны — ребенок заранее знает, что сказочная лиса коварная, заяц — трусливый, волк — простак и задира и так далее. Поэтому сказки для самых маленьких всегда о животных, а не о людях.

В нашем сборнике «Маленьких историй», детских интерактивных сказок, тоже много персонажей из животного мира. Причем в нашем случае задачка еще сложнее: мало создать нужный образ в тексте, нужно еще разработать подходящие иллюстрации, а для них — анимацию.

Сегодня на примерах (своих и из классических сказок) покажем, по по каким принципам создаются персонажи для детских книг.

Использование внешнего сходства

Когда создаются образы персонажей-животных, на помощь всегда приходит внешнее сходство с теми или иными человеческими типажами.

Например, сова в реальном животном мире выглядит осторожной, мудрой и рассудительной. Ее как будто бы удивляет всё происходящее вокруг — она не принимает суеты и предпочитает созерцание. Всё из-за внешнего вида (огромные глаза) и поведения — эта птица подолгу сидит неподвижно и свысока высматривает добычу.

Легко провести параллель с людьми: персонаж-сова консервативен, мудр, запаслив, не любит, когда его маленький мирок что-то беспокоит.

image05

Сова в реальном мире

image18Человек с типажом совы image00

Сова-персонаж

Иногда внешнее сходство настолько сильно предопределяет архетип, что все создаваемые по нему персонажи просто вынуждены ему соответствовать.

В детской интерактивной сказке «Соседи» мы используем классический образ совы/филина — это высокомерный консерватор, в личное пространство которого вторгается суетный Барсук.
image07

Взаимоотношения, заложенные природой

Сказки должны быть правдивыми. Именно поэтому в них не бывает добрых змей или коварных овечек. Тот же принцип работает не только для самих персонажей, но и для их взаимоотношений.

Ребенок никогда не поверит, что возможна дружба между хитрой хищной лисой и слабым безобидным зайцем — даже если лиса проявляет все черты дружелюбия, как в русской сказке про ледяной и лубяной домик.

image16

«Лиса и заяц»

image03

«Ворона и лисица»

В маленькой истории «Комарик», которую мы вот-вот выпустим в свет, конфликт построен вокруг взаимоотношений природных врагов — жабы и насекомых. Найдите отрицательного героя, Жабу, с одной попытки.

image09

В произведениях, которые рассчитаны на более взрослую аудиторию, авторы могут позволить себе пренебрегать клише для достижения неожиданного и комического эффекта («Зверополис») — но это уже совсем другая история.

Хороший, плохой, нейтральный

Звери сами по себе нейтральны, это люди разделяют их на «добрых» и «злых» в зависимости от их поведения в отношении человека и других зверей. Поэтом крупные хищники — чаще отрицательные герои, а травоядные животные, мелкие птицы или грызуны — положительные.

Большая часть персонажей-животных относится к нейтральной группе — поэтому их образы в детских книгах тоже могут очень сильно отличаться. Все зависит от контекста и контраста с другими персонажами.

Примеры:

image06Кролик (заяц) у Милна — трудолюбивый и воспитанный, на 100% положительный герой. image12Заяц в сказке братьев Гримм — надменный и ленивый выскочка, в противовес честному Ежу.
image02Персонаж Барсука в «Маленьких историях» — добряк, деятельный трудоголик, нарушитель спокойствия Филина. image11Господин Барсук у Кеннета Грэма — блюститель порядка и традиций, напыщенный и строгий.

Архетипы сильнее там, где отношение к животному более однозначно. Волка можно бояться или испытывать к нему симпатию, а вот насчет паука практически ни у кого не возникнет двояких чувств.

Персонажи-насекомые: герои и злодеи

В мире насекомых также есть свои классические архетипы, созданные по принципу «очеловечивания», но тут характеры персонажей предопределены сильнее, чем в мире зверей:

image08Паук — коварный злодей, потому что плетет сети и заманивает в них жертв. На образ играет и природный страх перед пауками у многих детей (да и взрослых). Положительный «роли» у пауков бывают только, пожалуй, в африканских сказках — там это тотемное животное. image01Комар — бравый ловкач, который спасает невинных. С появлением «Мухи-цокотухи» комара часто изображают с колющим оружием в руках и солдатской форме.
image13Таракан — типичный вредитель, докучающий всему сообществу насекомых. Образ негодяя пока что никто не осмелился переломить — настолько сильно человеческое отвращение к этим насекомым. image10Муравей, кузнечик — честный трудяга, при этом муравьи чаще изображаются строителями, а кузнечики (кто бы мог подумать) — кузнецами. Не путать с саранчой — та навсегда обречена играть злодеев, вспомните диснеевский мультфильм «Приключения Флика».
image17Муха, пчела — трудолюбивая хозяйка, постоянно занятая работой. Обычно у нее невзрачная внешность, но доброе сердце. А в случае чего она может постоять за себя и свой дом. image15Бабочка, стрекоза — легкомысленная красавица, которая в конце истории, конечно же, извлекает урок из своего необдуманного поведения.

Но это не значит, что простора для фантазии при создании персонажей-насекомых нет.

В интерактивной сказке для детей «Блошка» мы попытались переломить негативное отношение к этому насекомому, взяв для главной героини образ трудолюбивой хозяюшки. Как нам кажется, это у нас получилось:

image04

Формат сказки обычно не позволяет раскрыть более пары характеров. Но что делать, если у нас не один главный герой, а много?

Разношерстная компания

Еще один принцип создания персонажей, если речь идет о каком-то коллективном приключении — они должны быть максимально контрастными, дополнять друг друга. И при этом быть абсолютно однозначными как герои. Иначе характеры не будут понятны читателю.

Пример из всё того же «Комарика»: трое друзей, Комарик, Мушка, и Жук, представляют собой три типичных «школьных» типажа: озорной шустрик, хрупкая девочка с хорошим воспитанием и большой медлительный добряк. Кто есть кто в такой компании — понятно без пояснений.

image14

Вот такие они непростые, персонажи-животные. Если понравилась статья — не забывайте ставить ваши лайки. А если заинтересовали наши маленькие истории — вы всегда знаете, где их искать: