Сказки принято классифицировать: сказки о животных, волшебных существах, русские сказки о богатырях и т.д. Особняком стоят сказки о предметах — у них свое, особенное назначение в детском развитии: интеллектуальном и нравственном.
Их отличия сразу в нескольких моментах.
Первое: сказки о предметах подходят для самых маленьких слушателей
В сказках с персонажами-людьми обычно фигурирует несколько героев, со своими характерами, у таких сказок есть мораль — то есть речь идет о правильном и неправильном поведении, наказании или награде. В сказках о животных примерно то же самое, с той лишь разницей, что в «лесном» антураже. Но для восприятия таких у ребенка должно быть представление о мире людей и животных.
В отличие от них сказки о предметах обычно проще, так как строятся вокруг более понятных вещей — предметы окружают ребенка с первых дней жизни.
Второе: сказки о предметах закладывают базовые знания о мире вокруг
Ребенку нужно объяснить, что огонь обжигает, камень тонет в воде, лист срывает ветром, трава растет, телевизор тяжелый, ботинок рвется. Для каждой унции таких базовых знаний есть своя сказка.
Итак, разберем, какие типы сказок о предметах бывают — согласно их педагогическим целям.
Сказка о мифическом происхождении предметов
Есть даже целый ряд сказок-«почемучек» с названиям, вроде «Почему у розы шипы», «Почему снег белый» и так далее. Они в сказочной форме объясняют происхождение тех или иных свойств предметов, природных явлений.
На этом поприще отличилась писательница Тамара Крюкова.
Сказка о физических свойствах предметов
Встречаются и другой, более сложный жанр — когда сказка объясняет реальные свойства предмета. А иногда нескольких сразу, показывая их влияние друг на друга.
Один из ярких примеров — «Пузырь, соломинка и лапоть».
Такие сказки объясняют, как устроен мир: дерево не тонет, но горит, тонкое ломается, легкое уносит ветер.
Сказка об оживших вещах (игрушках)
К вещам нужно относиться бережно — а чтобы это наглядно объяснить, существуют многочисленные сказки об оживающих вещах (чаще об игрушках, так как это «собственные» вещи ребенка, с ними он чаще взаимодействует).
Например, сказка Андерсена о стойком оловянном солдатике показывает, что у предметов есть душа, заставляет сопереживать им и бережно к ним относиться
Сюжет с оживающими игрушками очень популярный — например, на его основе строится мультфильм «История игрушек». Или сюжет игры об ожившем мотке пряжи по имени Ярни, о котором мы писали недавно.
Сказки о гигиене
Зачем нужно мыло душистое и полотенце пушистое? Для чего нужно поддерживать чистоту — рассказывает отдельный вид сказок о предметах, сказки о гигиене.
Классический «Мойдодыр» — это история о человеке, который не соблюдал правила гигиены и взбунтовавшихся предметах.
Наша «маленькая история» про Чайник о том же — ожившие предметы быта сами взялись за наведение чистоты, когда нерадивые хозяева о них забыли.
Сказки о предметах, скрывающих магию внутри
Такие сказки не просто воспитывают бережное отношение к вещам — они создают для ребенка магию вокруг, развивают фантазию.
Так обычный шкаф становится дверью в Нарнию
А в табакерке вырастает целый город
Напоследок
Ну и, само собой, самый популярный пласт сказок — о волшебных предметах, которые достаются их незадачливым владельцам и круто меняют их жизнь к лучшему. Вспомните сапоги-скороходы, самодвижущуюся печь Емели, скатерть-самобранку, ковер-самолет Аладдина или волшебные башмачки Элли из Канзаса.
Но начинать всё-таки стоит с обычных, а не волшебных, вещей. Историю про Чайник и другие интерактивные сказки-малышки вы по традиции можете скачать здесь: