Некоторые родители думают, что ребенку исполняется 7 лет и — раз! — он становится организованным, ответственным и так далее. А потом такие родители сами завязывают чаду шнурки, собирают портфель, уговаривают почистить зубы — а чадо, между тем, ходит в третий класс.
Так вот, чтобы такого не было, к порядку нужно приучать гораздо раньше. Мария Монтессори, известный педагог и автор собственной методики, говорила, что наиболее подходящий период приучения к дисциплине длится с рождения до пяти лет. Дальше — как правило, сильно сложнее переучить ваше воплощение хаоса в добропорядочного гражданина.
Криками, приказами и запретами вы многого не добьетесь. А вот находчивостью — запросто. Сегодня смотрим интересные способы приучить детей к порядку, подойдут для разного возраста.
Повторяй за мамой
В детских садах, работающих по системе Монтессори, дети в 4-5 лет самостоятельно моют за собой посуду. Чтобы у ребенка выработался алгоритм поведения, сначала ему всё показывают на своем примере и комментируют происходящее. Потом — подключают ребенка и делают то же самое вместе, подсказывая, когда нужно.
Также важно заинтересовать малыша новой деятельностью — дайте почувствовать, что он занимается чем-то очень ответственным. Для начала можете доверить ему несложную операцию — например, вы собираете игрушки, а он двигает контейнеры под кровать. Или вы моете посуду, а он составляет тарелки в сушилку.
Дух праздника
Когда ребенок ощущает торжественность происходящего — он делает любую «обязаловку» с энтузиазмом. Помните, как в фильме «Джентльмены удачи» герой Евгения Леонова заставил группу позавтракать? Просто сказал, что они сейчас в космической ракете, в руках у них космические ложки и надо съесть космическую кашу.
Импровизируйте — например, выдайте малышу особую «униформу» для мытья посуды и сами наденьте такую же. Это несложно сделать — зато рутина превратится в командную игру вместе с мамой.
Порядок, который всегда с тобой
Когда малыш худо-бедно научится не устраивать из своей комнаты взрыв на фабрике игрушек — у него всё равно не будет понимания, что делать в непохожей ситуации. Когда нет знакомых полок, коробок и ящиков.
Поэтому когда дети берут игрушки в машину — салон постепенно превращается в кладбище солдатиков и прииск кукольных голов. Чтобы такого не произошло — сделайте вот такие мешочки на подголовник (подойдут обычные хозяйственные сумки из супермаркета):
И объясните малышу, как ими пользоваться.
Вовлечение в процесс
Любой родитель хотя бы раз в жизни наступал на деталь от Лего и поскальзывался на рассыпанных фломастерах.
Непривычно слышать, но у детей тоже есть мотивация (и они так же страдают от ее отсутствия, как и взрослые). Вы можете повысить эту мотивацию, если вовлечете ребенка в процесс — например, вы можете вместе сделать специальные коробки или баночки для хранения определенных вещей: карандашей, фломастеров, пуговиц, человечков из Лего и так далее.
Если ребенок уже читает — подпишите каждый такой контейнер вместе. Или просто украсьте цветными ленточками или разными стикерами.
Такой прием работает не только с мелочевкой — например, одежду тоже можно разделить по дням и подписать полки или контейнеры:
План — долг
Для детей младшего школьного возраста подойдут «ежедневные расписания», где будет написано, что ребенок должен сегодня сделать. А чтобы это не выглядело как скука смертная — можете оформить расписание в виде вот такой интересной штуки (сделал дело — загнул бумажку):
Здорово же?
«Расписания» могут принимать самую разную форму — например, вот такие часы помогут и время выучить, и делать всё по графику:
Наконец, пик детской организованности — это вот такая магнитная доска, разделенная на «план» и «сделано». Кстати, примерно такими же досками пользуются программисты в ИТ-компаниях! 😉
Конечно, существует гораздо больше способов научить ребенка быть ответственным и организованным с ранних лет. Главная идея тут — развитие должно протекать в игровой увлекательной форме, будь то развитие по Монтессори, Доману или какой-либо еще методике.
Наши «Карточки Домана» для планшетов: