Уроки тишины по Монтессори: идеи для занятий

Психологи говорят: ребенок задает сотни вопросов в день, не вздумайте игнорировать его интерес, отвечайте на все. Психологи советуют: физическая активность необходима и для умственного развития, не сдерживайте ребенка, когда он носится ураганом по комнате, сбивая стулья, собаку и вас самих с ног.

Психологи, наверное, очень спокойные люди, познавшие дзэн. Но мы-то с вами обычные. Порой так и хочется, чтобы неугомонный кроха посидел спокойно, помолчал, подарил вам эти две с половиной минуты блаженства. Но нет. «Мама, а мы еще долго будем молчать? А сейчас?».

Мария Монтессори, известный детский врач и автор своей методики, считала, что тишине нужно учиться, это активный процесс. Нельзя просто сказать ребенку «замолчи» и заставить его что-то понять. Поэтому был разработан ряд упражнений — они помогут малышу научиться контролировать себя.

Если вы занимаетесь с группой, то любое занятие начинается с того, что вы рассаживаетесь по кругу. Такая посадка называется «круг Монтессори». Если вы с малышом только вдвоем — подойдет посадка на полу друг напротив друга. Чтобы не было холодно или неудобно — постелите мягкий плед.

Итак, пять базовых упражнений.

Слушаем тишину

Реквизит: только коврик или плед на полу.

Подготовка: выключите все источники звуков: телевизоры, телефоны, другую излишне шумную технику. Закройте окна, если за вашим окном оживленная автодорога.

Упражнение: попросите ребенка сесть в удобную позу, расслабиться, закрыть глаза. Сами сядьте напротив и сделайте то же самое. Попросите ребенка прислушаться, попросите посидеть так некоторое время. Открывайте глаза. Обсудите с малышом, что он слышал.

Особенно эффектно это занятие проходит в группах. Один говорит, что слышал шаги на лестнице, другой — капающую воду на кухне, третий — сигнал машины на улице.

Дети почувствуют азарт, каждый захочет услышать то, что слышал другой. Повторите упражнение, снова обменяйтесь впечатлениями.

Занятие показывает ребенку вещи, которые он раньше не замечал. Малыш начинает понимать, что для того, чтобы вникнуть во что-то, требуется тишина и внимательность.

Звуки внутри нас

Реквизит: аналогично предыдущему занятию. Обычные сухарики или сушки.

Подготовка: усаживайтесь поудобнее, устраните источники посторонних звуков.

Упражнение: попросите ребенка закрыть уши ладонями и снова прислушаться. Первое, что он должен услышать — шум и биение собственного сердца. Затем дыхание.

Переходите к следующей части занятия — попросите ребенка положить в рот сухарик. Потом сесть в первоначальную позу, закрыть уши ладошками и прожевать сухарик. Спросите ребенка, на что был похож звук в его голове, каким он был, тихим или громким?

Занятие знакомит ребенка с удивительным миром внутри него самого, учит направлять внимание внутрь себя, анализировать.

Говорим шепотом

Реквизит: не потребуется.

Подготовка: найдите просторное помещение — самая большая комната в доме подойдет. Усаживайтесь в разных углах лицом друг к другу.

Упражнение: разговаривайте с ребенком шепотом — сначала довольно громким, но постепенно делайте свой голос тише. Попросите ребенка тоже говорить как можно тише. Старайтесь услышать речь друг друга, вести диалог.

Также можно постепенно увеличивать сложность задания: рассаживаться дальше друг от друга, разговаривать с закрытыми глазами, чтобы не видеть мимики собеседника.

Такое занятие учит слушать собеседника — ребенок не вырастет неутомимой тараторкой.

Бесшумный как ниндзя

Реквизит: цветной скотч, стулья, любые другие предметы для «полосы препятствий».

Подготовка: наклейте цветной скотч полоской через всю комнату. Это будет маршрут, который нужно пройти ребенку. На пути поставьте препятствия: стулья, подушки, всё, что найдете — но, так, чтобы их свободно можно было обойти.

Упражнение: попросите ребенка пройти по цветной полоске, огибая препятствия. Но так, чтобы его не было слышно.

Чтобы было еще интереснее, можете сесть на другом конце «цветной полосы», положить перед собой предмет-награду (например, яблоко) и закрыть глаза. Скажите, что вы будете слушать очень внимательно и, если ребенок будет вести себя
громко, ему придется начинать с начала.

Как правило, дети не умеют тихо ходить или, например, вставать со стула — это упражнение поможет малышу научиться контролировать свое тело.

Угадай, что за звук

Реквизит: разные предметы из вашего дома, которые издают звуки. Условие: это должны быть знакомые ребенку предметы.

Подготовка: усадите ребенка напротив вас, попросите закрыть глаза.

Упражнение: по-очереди берите каждый предмет и извлекайте из него звук. Если это погремушка — встряхните ее, если лист бумаги — сомните и так далее.

Ребенок должен угадывать, что предмет издает этот звук. Если с первого раза не получается угадать — издайте предметом другой звук. Например, если у вас в руках был лист бумаги, разорвите его.

Игра учит прислушиваться к звукам и сидеть молча. А в глобальном смысле — помогает быть терпеливым и тренирует воображение.

P.S.

Кстати, для «игр в тишину» подходят и наши Карточки с Угадайкой — некоторые из них озвучены. Так что можете тренироваться в узнавании не только «домашних» предметов по звуку, но и, например, угадывать животных, музыкальные инструменты или транспорт.

Здесь Карточки:

 

Тут Угадайка: