Послушание без слёз: 5 хитростей, которые помогут уговорить ребенка

— Не подбирай с пола! Помолчи десять минут! Не садись на землю! Прибери свои игрушки! Не кусай Игната Алексеевича за палец!

Часто наши просьбы в адрес ребенка звучат как настоящие приказы. Не хватает только чего-нибудь в духе: «Выйти из машины, руки на капот!» 😁 Наверное, каждый родитель однажды ощущал: приказы не всегда работают. На просьбу-приказ помолчать ваш малыш отзывается еще более громкими визгами, а запрет что-либо делать вызывает капризное похныкивание или истеричный плач. Причем более взрослые детки тоже вполне могут «бунтовать» против ваших указаний.

Но есть несколько маленьких хитростей — они помогут вам добиться желаемого и не вызовут очередных капризов и слёз.

Глаза в глаза

Ситуация. Вы занимаетесь своими делами, малыш — своими. Например, увлеченно расписывает вам новые обои цветными карандашами. Вы кричите с дивана, не отрываясь от ноутбука: «Ну-ка быстро прекрати, нельзя так делать!». Ребенок не обращает внимания на ваши крики. Тогда вы силой оттаскиваете его от художествования и шлепаете по педагогически важным местам. В ответ — обида, слёзы и непонимание.

Причина. Дело в том, что в момент, когда ребенок поглощен своей деятельностью, он может действительно вас не слышать. Особенно если вы что-то там покрикиваете из-за спины или вообще из другой комнаты. Поэтому наказание кажется несправедливым: «Мама, а что я сделал? Могла бы сказать сначала!».

Решение. Опуститесь на колени, посмотрите ребенку в глаза и спокойно скажите всё то, что хотели. Зрительный контакт творит чудеса: малыш оторвется от своих суперважных занятий и поймет вас.

Иллюзия власти

Ситуация. Вы пытаетесь уговорить ребенка одеться. Натягиваете на беднягу носочки, а он только и знает, что дрыгать ножками и капризничать. Потом та же ситуация с курткой в прихожей. Шапка — вообще как будто пытка раскаленным железом. Иными словами, очередная семейная драма на почве одевания.

Причина. Ребенок ощущает всю ситуацию как одно большое принуждение. Он не хочет, а его заставляют. Жестокие родители, не понимают хрупкую детскую душу (и что эта ваша шапка ужасно колется).

Решение. Дайте малышу видимость власти — пусть он почувствует свою причастность к процессу. Сделать это просто: отвлеките его необходимостью выбрать. Какие носки он хочет надеть, вот эти белые или цветные? Пока ребенок занят ответственным выбором, внимание смещается в сторону от главного источника недовольства: носки всё равно придется надеть. В итоге малыш делает то, что вам нужно, но при этом не может сопротивляться: ведь он сам это выбрал.

Никто не заметил подмены

Ситуация. Ребенок делает полезные вещи, но не так, как вам бы хотелось. Рисует на страницах книжки. Раскатывает пластилин на паркете. Грызет крышку стула. Действия полезные, а вот объекты действий подкачали.

Проблема. Малыш пока не всегда понимает, что нельзя, а что можно. У него чешутся десны — он грызет всё, что попадается под руку (простите, на зубок). Ему хочется рисовать — он находит свободную ровную поверхность и украшает ее своими «каляками». И так далее.

Решение. Не нужно кричать «хватит!» и «прекрати!» — занятия-то и вправду важные, прекращать их не нужно. Вместо этого сделайте замену: дайте раскраску или лист бумаги вместо книжки, доску для лепки из пластилина или морковку для растущих зубов. Скажите, что малыш может продолжать делать то же самое, но только вот так. Как правило, помогает.

Задание вместо запрета

Ситуация. Вы сыплете на ребенка приказы: не делай того, остановись, перестань и так далее. Малыш сопротивляется, игнорирует или действует как будто вам назло. Вы говорите: «не топай по лужам!», но реакции никакой (ведь это чертовски интересно).

Причина. Запреты и приказы сами по себе противны любому человеку. Маленький человек не исключение.

Решение. Скажите: «Давай вместе измерим, сколько шагов будет от вот этой лужи до вон той». Переключите энергию ребенка на такое задание, которое будет интересно ему и одновременно устроит вас.

Награда за подвиги

Ситуация. Ребенок не хочет выполнять какое-то противное ему действие (уборка, завтрак, да хоть уроки — проблема сохраняется очень долго). Вы принуждаете его, грозите наказанием — не помогает.

Причина. Скорее, всего, ваш ребенок просто демотивирован. Он не видит причины выполнять какое-то действие, потому что не понимает, какую выгоду это ему может принести.

Решение. Дайте ребенку простую схему: приберешься в комнате — поиграем в интересную игру, доешь завтрак — пойдем смотреть лошадок. «Работа» приобретает свою награду, такое задание малыш будет делать с большей охотой, а принимая ваши условия, он дает свое согласие.


А еще в качестве мотиватора можете использовать любимую игру на планшете. Бояться нечего, если игра полезная — такая, например, как наша «Угадайка»: