Как развивать творческие способности у ребенка

Творческие способности нужны не только творческим людям. Они в принципе предопределяют наш успех в жизни. Пусть мы и занимаемся подчас совершенно не творческими делами, вроде составления квартальных отчетов или статистическим анализом. Почему творческие задатки так важны и как их развивать в своем ребенке — в нашем сегодняшнем номере.

А начнем с популярного заблуждения.

Проблема: родители не хотят, чтобы ребенок увлекался «ерундой»

Многие родители думают, что творчеством сыт не будешь. В том плане, что не нужно слишком поощрять занятия творчеством у детей, потому что танцульки и рисование пальцами на стене — это, конечно, жутко миленько, но совершенно бесполезно. Особенно если у таких родителей растет сын: тут часто подает голос отец семейства — что он, мол, хочет, чтобы его богатырь вырос важным директором, президентом или толковым инженером. А не тонкошеим пианистом или нервным художником.

Поэтому творческие занятия поощряются до поры. А потом ребенку находится «серьезное» увлечение, о котором не стыдно рассказать мужикам на работе. Карате, бокс, а если совсем маленький еще — то подвижные игры с ребятами во дворе. Войнушка и догонялки. А то нечего штаны за пластилином и рисованием просиживать.

Однако такое поведение родителей в корне неправильное.

Дело в том, что творческое мышление — основа любого созидательного процесса, любого новаторского предложения. Не важно, чем вы занимаетесь.

  • Строитель, который предложил не месить раствор палкой в бочке, а заставить бочку вращаться — обладал творческим мышлением.
  • Инженер, придумавший машину, летающую по воздуху — был неординарной творческой личностью.
  • Юрист, который ежедневно ищет лазейки в законодательстве и придумывает, как бы поудачнее выстроить защиту — человек творческий.
  • Менеджер, сокративший очереди в магазине на 50% за счет перестановки в торговом зале — в детстве обожал играть с пазлами и конструкторами.

Творческие способности не стоит рассматривать только как способности рисовать картины маслом на обоях или играть «Собачий вальс» одним пальчиком. Это универсальная сила человеческого разума — сила создавать новое, ломать устои, чтобы добиться лучшего результата. В любом деле, не только непосредственно в творческих профессиях.

Если у будущего взрослого человека не будет творческих способностей, он навсегда останется рядовым сотрудником. Если есть — добьется успеха.

Надеемся, что убедили. А теперь о том, как развивать творческие способности у детей.

Идеи: как развивать творческие способности у ребенка

Первое, что вам нужно сделать — это создать нужную атмосферу для творчества. Иначе ничего не получится. А чтобы ее организовать, нужно следовать трем простым правилам:

  1. Материальная база. Необходимый минимум, который все знают: бумага, краски, пластилин, ножницы, пуговки, ниточки — для каждого возраста свои материалы. Конструкторы, пазлы и прочие готовые развивашки — тоже хорошо, но помните, что настоящее творчество происходит там, где есть только материал и фантазия.
  2. Поощрение. Никогда не ругайте ребенка за то, что он раскрасил вам комод или вырезал из нового журнала платьице для куклы — просто спокойно объясните. Хвалите его за каждое проявление творчества, не критикуйте — иначе ребенок перестанет верить в себя. Не хотите ведь воспитать человека, который списывает сочинения из интернета, потому что стесняется выражать свои мысли?
  3. Помощь. Оказывайтесь рядом в момент творчества, но не вмешивайтесь и не пытайтесь заставить играть по вашим правилам. Стимулируйте ребенка принимать решения самостоятельно, подталкивайте его нужными вопросами, вносите свои предложения ненавязчиво. Помогайте в том, что ребенок пока не в состоянии реализовать — например, он может придумать себе костюм, а вы поможете его склеить и сшить.

А теперь несколько идей для развития творческих способностей. Найдите подходящую игру или занятие по возрасту вашего ребенка и обязательно попробуйте.

«Дорисуй»

Старая добрая игра: вы рисуете на бумаге несколько фигур (например, овал и рядом кривую палочку). И просите ребенка дорисовать это. Можно сделать игру еще веселее, если у вас несколько детей: пусть каждый нарисует свой вариант, не показывая другим, а вы потом сравните результаты.

«Хорошо и плохо»

Очень здоровская игра для развития нестандартного мышления. Вы выбираете предмет и просите ребенка рассказать, что в нем хорошего и плохого. Например, называете предмет: «кактус». Хорошее — на нем появляются цветочки, он украшает комнату. Плохое — можно уколоться.

«Раскрашиваем камни»

Найдите несколько плоских камешков и предложите ребенку превратить их в божьих коровок. Или нарисовать на каждом разных персонажей какой-нибудь известной сказки: колобка, зайчика, лисичку. Или всех героев «Смешариков».

«Крепость»

Постройте с ребенком крепость из всего, что попало под руку. Это может быть миниатюрный замок из спичечных коробков, кубиков и другой мелочи; или настоящий форт из подушек, одеял, табуретов и стола. Предложите ребенку самостоятельно решать, как именно строить укрепления.

«Придумай применение»

Вы берете любой предмет и просите ребенка придумать, как его еще можно использовать. Например: «это ручка, ей пишут. А еще ей можно пускать мыльные пузыри и играть как барабанной палочкой».

«Огородники»

Посадите вместе с малышом что-то на даче или хоть у себя на подоконнике. Обязательно сделайте так, чтобы это было «особенное» место, которое малыш мог бы без труда найти и посмотреть, как дела у его подопечного.

«А что, если…»

Вы предлагаете ребенку пофантазировать на заданную тему. Например, что было бы, если бы все машины летали или если бы у человека был хвост.

Растите, творите, развивайтесь!

Помните, что творческие занятия и игры, богатая фантазия и живой ум нужны не только людям креативных профессий. Без этого не обойтись ни одному человеку, если он хочет быть неординарным и добиваться успеха.

Еще одно напутствие в занятиях творчеством: не давите. Не нужно пытаться вылепить из малыша гитариста, потому что вы играть так и не научились (продолжи дело отца, сынок!). В начале жизни малыш должен попробовать все виды творчества, а уже в сознательном возрасте выбрать — будет ли творчество его профессией или просто верным помощником по жизни.

И, конечно, комбинируйте творческие занятия с развитием внимательности, памяти, эрудиции и всего остального. Развитие должно быть максимально всесторонним.

Рады будем, если наша «Угадайка» или Развивающие карточки станут вашими верными друзьями и помощниками в этом деле.