Сказки с грустным финалом: стоит ли читать такие детям?

sk-stoik-olov-soldatik-07

Мы привыкли к сказкам, в которых добро побеждает зло. В них герои справляются с невероятными испытаниями, а в награду получают долгую и счастливую жизнь. Однако не все сказки заканчиваются благополучно — и полюбившиеся персонажи погибают. Многие родители ограждают своих детей от таких историй: не читают их вовсе или меняют содержание. Опасны ли грустные сказки на самом деле? Попробуем разобраться.

Сказки с печальным концом встречаются в литературе многих стран мира. Вспомните русские народные сказки: Колобок не смог убежать от лисы, яйцо курочки Рябы разбилось, а Снегурочка перепрыгнула через костёр и растаяла.

Оригинальные версии знаменитых европейских сказок — «Красной шапочки», «Белоснежки» и «Русалочки» — полны пугающих подробностей о физических страданиях персонажей и часто заканчиваются их гибелью.

Позднее эти сказки адаптировали для детского чтения — и уже новые версии принесли сюжетам широкую известность, а герои сказок ожили в мультфильмах «Диснея». Да-да, это уже в версии Перро пришли добрые охотники и вспороли волку брюхо — в оригинале хэппи-энда не было и в помине.

Чему учат грустные сказки?

Сказки с несчастливым концом нужны, чтобы ребенок не воспринимал мир в розовом цвете. Они формируют представление о несправедливости, лишениях и даже смерти. Грустные сказки запоминаются на всю жизнь и даже спустя годы пробуждают чувства сострадания героям.

Наверняка вы сами вспомните такие сказки, которые ещё в детстве запали вам в душу — например, написанные Гансом Христианом Андерсеном. Его «Девочка со спичками» известна по всему миру. Это рождественская история о нищей девочке, которая настолько нуждалась в тепле и заботе, что была вынуждена согреваться горящими спичками. В огне она увидела лицо своей умершей бабушки, поэтому зажгла все оставшиеся спички сразу — это лишило девочку жизни и она вознеслась на небо.

0_b08d6_ff2f16ee_XXL

Ещё одна сказка Андерсена, «Стойкий оловянный солдатик», учит не падать духом и добиваться своей цели. Это сказка о лишениях, мужестве и любви. Несмотря на все испытания, которые выпали на долю оловянного солдатика, он смог вернуться домой и воссоединиться с любимой — прекрасной танцовщицей. В конце книги оба героя погибают — сгорают в камине.

p16uuua6bvrnf1hd61sssujm1iraaГрустные сказки учат милосердию и взаимовыручке. Яркий пример — сказка «Счастливый принц» Оскара Уайльда. Это история о настоящей дружбе соловья и скульптуры принца, украшенной драгоценным камнями. Принц — олицетворение благородства. Он попросил соловья отдать свои украшения бедным людям, несмотря на то, что драгоценности служили ему глазами. В конце сказки птица погибает, а скульптуру принца выбрасывают.

Как появились грустные сказки?

Первые истории, от которых сжимается сердце, предназначались для взрослых. В основе этих сказок были правдоподобные сюжеты, дополненные мистикой, волшебством и драмой. Например, так появилась «Красная шапочка» Шарля Перро. Он считал, что пишет исключительно для взрослых, поэтому не смягчал содержание и концовку книги.

Русские народные сказки тоже считались взрослыми. Их передавали из уст в уста и дополняли неприятными подробностями. Лишь спустя годы их адаптировали для детей: убрали жестокие сцены и смягчили концовку. Несмотря на это, финал многих сказок остался грустным.

Как правильно читать грустные сказки?

Первые грустные сказки можно читать детям с полутора лет. Выбирайте простые и короткие истории без скрытого смысла. Ребёнок сможет уловить правила поведения и на примере сказочных героев узнает о последствиях плохих поступков.

Например, из сказки «Колобок» ребёнок поймёт, почему нужно слушаться старших, не уходить из дома и не доверять незнакомцам. Главные герои этой сказки — животные, поэтому переживания за их судьбу будут незначительными и малыш сможет легко их перенести.

Сказки, в которых главными действующими лицами являются люди, можно читать с трёх лет. Отдавайте предпочтение русским народным сказкам — они учат доброте и сочувствию.

В пятилетнем возрасте дети перестают воспринимать чудеса как неотъемлемую часть жизни, поэтому можно читать им более сложные сказки. В них может быть заложен глубокий философский смысл, поэтому важно обсудить его вместе с ребёнком. Спросите, о чём была книга, чему хотел научить главный герой и что у него не получилось. Это поможет вашему ребёнку избежать подобных ошибок в будущем и принять правильное решение.

Если ребёнок принимает грустные сказки слишком близко к сердцу, предложите ему самому придумать альтернативный финал. Так он справится с нахлынувшими эмоциями и вынесет из книги урок.

Не стоит бояться сказок с несчастливым концом — их нужно читать, чтобы открыть ребёнку всю палитру человеческих эмоций. Они делают нас добрее, затрагивают незримые струны души и вызывают светлую грусть.

P.S. Если философские темы грустных сказок вам постигать еще рано — начните с наших добрых интерактивных книжек 😉