Видеоигры как добрые интерактивные сказки

child

Вряд ли вы найдете много родителей, которые бы сами с радостью покупали ребенку новую игру. Почему? В играх видят угрозу — физическому развитию и психике. Потому что для большинства видеоигры — это что-то связанное с жестокостью и насилием, на худой конец — с нездоровым азартом и пустой тратой времени.

Но существуют ли игры, которые способны дать ребенку столько же светлого и доброго, сколько и лучшие детские книги, народные сказки, классические мультфильмы? Мы даже не говорим об образовательной составляющей, скорее — о духовном обогащении ребенка.

Таких игр мало и о них не все знают. Но когда вы с ними познакомитесь, возможно, навсегда поменяете отношение к видеоиграм как жанру.

Итак, сначала окончательно проясним — за что родители не любят игры? Самые популярные стереотипы такие:

image00 image04
Насилие, кровь, расчлененка, пропаганда жестокости. Вредные привычки, вседозволенность и безнаказанность.
image01 image03
Отупляющий игровой процесс, не приносящий никакой пользы. Игры поощряют асоциальное и агрессивное поведение.

Всё это есть, отрицать глупо. Но есть пара весомых «но».

Первое. Все игры со «взрослым» контентом так и продаются — с маркировкой M (17+). То есть если ребенок получает доступ к такому контенту, чересчур увлекается жестокими игрушками и так далее — это проблема родительского недосмотра, а никак не самой игры.

Второе. Это не про все игры. Есть совершенно другие. Скажем больше: эти игры ничем не хуже детских книг с лучшими иллюстрациями, добрыми героями и воспитанием у детей правильных мыслей.

С такими сегодня и познакомимся.

Игры как интерактивные сказки — что в них привлекает?

Классические сказочные сюжеты, положенные на кнопки геймпадов и клавиши клавиатур — почему они часто оказываются увлекательнее даже самых захватывающих книг?

Всё дело в интерактивности повествования.

Unravel — незабываемое путешествие по обычному миру

Возрастной рейтинг ESRB — E (для всех)

История главного героя игры Unrаvel, человечка из красной пряжи Ярни, — это долгий путь по самым обычным местам: скрипучая лестница в доме бабушки, подсолнухи под окном, задний двор, сельская дорога, ручей… Через взаимодействие персонажа и мира вокруг игра подталкивает к мысли о том, сколько волшебства скрыто в самом будничном пейзаже.

Кроме этого, за привычными для игр-платформеров «попрыгушками» скрывается удивительный по глубине смысл: главный герой помогает бабушке найти воспоминания о ее прошлом. Игра балансирует на стыке ностальгии по ушедшему и восхищения сегодняшним днём — это делает ее историю очень зрелой. Уверены, что взрослым игра понравится ничуть не меньше детей.

Samorost — невероятные пейзажи других планет

Очень самобытная сказка о Гноме в пижаме, который спасает родную планету от столкновения с астероидом.

Сама игра — это череда головоломок и знакомая всем механика «укажи и щелкни», но всё это обрамлено таким очаровательным игровым миром, что в игре хочется остаться жить — исследовать и рассматривать всё, до последней травинки и трещинки в коре.

«Дитя света» — стихи и акварель

Возрастной рейтинг ESRB — E10+ (детям от 10 лет)

Если думаете, что в играх мало литературы — откройте историю принцессы Авроры в стране снов. Все диалоги написаны в стихах и, кстати, великолепно переведены на русский язык.

Сама по себе тяжелая для усвоения ребенком стихотворная форма лучше воспринимается в контексте этой доброй интерактивной сказки, написанной акварелью и светом. Сюжет тоже не так прост: ведь путь героини — это путь взросления, возвращения из выдуманного мира — к реальности.

Интерактивность дает более сильную вовлеченность ребенка в процесс, а значит, и ключевое сообщение им будет усвоено лучше.

«Триединство» — вместе весело шагать

Возрастной рейтинг ESRB — E (для всех)

Ни одна поучительная книга не сможет так наглядно показать, что некоторые трудности можно преодолеть только вместе, объединив свои таланты с друзьями. «Триединство» — это коллективное приключение, в котором буквально каждый шаг героев был бы невозможен без взаимопомощи.

А еще фантастически красивые иллюстрации и музыка, пронизанная волшебством — вот что делает «Триединство» лучшей интерактивной сказкой. У приключений волшебника, разбойницы и воина целых три части — так что скучать долго не придется.

«Братья, рассказ о двух сыновьях» — дружба в квадрате

Возрастной рейтинг ESRB — T (для подростков)

Это добрая философская сказка, игровой процесс в которой также строится на взаимодействии двух персонажей — старшего и младшего брата. Если в «Триединство» при желании можно играть в одиночку, переключаясь в нужное время на другого персонажа, то «Братья» — исключительно приключение для двоих.

Игры для парного прохождения были и раньше, вспомните все эти бесчисленные игры для Dendy, но прелесть этой — в том, что она демонстрирует, как нужна взаимовыручка обычным людям (а не супергероям).

«Ори и Слепой лес» — по дороге утрат

Возрастной рейтинг ESRB — Е (для всех)

Это сказка о лесном духе Ори, который ищет способ восстановить нарушенный природный баланс. Под фейерверк красок нам предстоит пробираться сквозь тернии, разгадывать загадки и искать новые и новые пути в заколдованном лесу.

Игра поднимает серьезные, «взрослые» темы — например, уход близких людей и самопожертвование. И еще даст понять, что в одиночку мы мало что можем изменить, а вот с помощью друзей — совсем другое дело.

«Путешествие» — одинокая душа в бескрайней пустыне

Возрастной рейтинг ESRB — Е (для всех)

Игра, чей саундтрек был номинирован на самую престижную музыкальную премию в мире, «Грэмми» — это чистое созерцание, чувство гармонии с собой, умиротворения и полета.

На самом деле, «Путешествие» — игра для очень зрелой аудитории. Ее психологический эффект настолько силен, что помогает переосмыслить происходящее в трудные минуты. Почитайте историю Софии, девочки, для которой эта игра стала спасательным кругом во время черной полосы в жизни.

Заключение

Почему дети любят игры? Там есть то, чего не могут дать книги — анимация, голоса любимых героев, красивая музыка (игровые саундтреки не раз номинировались на премии).

Еще одна причина — чувство сопричастности.

Как лучше показать ребенку, что каждое его действие имеет последствие — каждый раз одергивать его, когда он пытается потрогать крапиву, или один раз позволить ему сделать это? В играх есть еще одна важная деталь, которой нет в других жанрах, книгах и мультфильмах — это интерактивность, причастность к повествованию, более сильное переживание эмоций за счет погружения в процесс. Ребенок сам принимает решения и видит результаты своих действий — и в современных играх это порой реализовано не хуже, чем в драматических фильмах.

Вместе с тем, в играх присутствуют все атрибуты детских произведений — классические сказочные сюжеты, мораль о победе добра. Просто нужно не пускать процесс выбора ребенком игр на самотек — а ориентироваться хотя бы на рейтинги. Как видите, игры — это не обязательно не очень интеллектуальное прыгание по платформам, собирательство монеток или стрельба в людей.

Перед тем, как зачислять все виды интерактивного искусства в «низкопробное глупое развлечение», стоит еще раз подумать. Помните, что интерактивность — это отличный инструмент развития и воспитания.

Что касается общих стереотипов об играх и интерактивных книгах, вреде для физического здоровья, то здесь снова всё в руках родителей. Ограничьте время, отведенное на игры, расставляйте приоритеты: сначала сделай обязательные вещи, потом можешь поиграть.

А, может, вам стоит поиграть вместе?

P.S. Для самых маленьких интерактив тоже не будет лишним! Наши «Маленькие истории» доступны для iOS и Android-планшетов: