В основе любого произведения должен быть конфликт — внешний или внутренний. Противостояние героя и злодея, героя и обстоятельств, героя и его собственных переживаний — в противном случае книга теряет свою педагогическую функцию.
В детских книгах эта функция основополагающая. Литература для самых маленьких не только знакомит читателя с окружающим миром, но и закладывает основу нравственности. Самые простые принципы. И вот здесь отрицательные персонажи «работают» порой значительно лучше положительных — поясним, как именно.
Контрпример — лучший пример
Никто не любит, когда ему навязывают какую-то «правильную» модель поведения. Будь умницей, слушайся маму, не обижай девочек, не гуляй допоздна и так далее. Такой подход плох тем, что он базируется на запретах и приказах. А им хочется противиться.
Именно по этой причине однозначно положительные герои часто вызывают негатив или равнодушие. Они слишком приторно-правильные, их образы связаны с неприятным поучением, и дети это чувствуют так же, как и взрослые.
Сравните абсолютно положительного персонажа Алешу Поповича и неоднозначного коня Юлия, который то и дело впутывает в неприятности всю компанию («Алеша Попович и Тугарин Змий») — не нужно говорить, у какого персонажа больше фан-клуб.
Контрпример, в отличие от примера, не поучает. Отрицательные герои показывают свои плохие стороны, действуют эгоистично, коварно или грубо — а мы просто видим последствия такого поведения. Зло наказано, жадный остался ни с чем — в плане педагогики нет никаких действий в лоб, здесь все работает «от противного».
Чему учат детей отрицательные персонажи? Разберем на примерах.
Жадный будет наказан
Персонажи, олицетворяющие жадность, остаются у разбитого корыта. Кстати, пушкинская сказка тоже иллюстрирует этот пункт.
Старуха, которая хотела всё больше богатств, ничего при этом не делая, возвращается к тому, с чего все началось. | Поп, скупой до невозможности, получает по заслугам от Балды, своего же наемного работника. | Неприятный тип Робин-Бобин со своими неуёмными аппетитами получает заслуженное несварение желудка. |
Все персонажи вызывают неприязнь, которая у ребенка проецируется и на их поведение. Это работает куда лучше, чем навязывание: «будь щедрым и добрым».
Завистливый не получит ничего
Завидовать нехорошо! Будь скромной, как золушка, не выпрашивай и у тебя всё будет. Да, мама, конечно, мама (но как не завидовать, когда у соседской девчонки есть все куклы Winx!). Гораздо лучше поучений работает сказочный контрпример:
Мачеха и ее дочь тоже захотели богатого приданного, но Морозко сурово наказал их завистливость. | Мачеха-царица завидовала чужой красоте и попыталась ей навредить — но вот добро торжествует, а злодейка умирает от тоски. |
Тщеславие всегда уходит уязвленным
Стремление казаться лучше, чем ты есть на самом деле, самолюбование — как этот порок иллюстрируют отрицательные герои сказок?
Дракон Смауг из «Хоббита» демонстративно выхаживает перед главным героем, требуя признания своей силы и бессмертия. Итог — храбрый человек пронзает стрелой уязвимое место в его нагрудном панцире. | Колобок похваляется своей ловкостью: как он обвел вокруг пальца не только своих хозяев, но и всех встречных — и находит еще большего хитреца в конце пути. Кстати, задумывались над тем, что Колобок — отрицательный персонаж? |
Злоба приводит к саморазрушению
Агрессия ведет только к негативным последствиям. Об этом лучше всего расскажут сказочные злодеи.
Змей Горыныч, олицетворяющий именно стихийную, а не целенаправленную и коварную, злобу, всегда сталкивается с другой силой, светлой. И теряет головы, одну за другой. | Медведь часто играет роль носителя грубой и неуклюжей силы. Но при этом медведь глуп — и в итоге оказывается обманутым, пойманным и усмиренным. |
Заключение
Герои бывают положительными, отрицательными и неоднозначными. Последние встречаются чаще всего в более взрослых произведениях.
Пример из «Маленьких историй»:
Филина нельзя назвать ни хорошим, ни плохим — он просто персонаж со сложным характером. Но именно он, а не куда более простой и положительный Барсук, выполняет педагогическую функцию: наглядно демонстрирует ребенку, что не нужно быть равнодушным, черствым и мелочным.
Отрицательные герои — не только зачастую куда более яркие персонажи, нежели протагонисты, на их плечах также лежит задача воспитания. Так что не будем к ним слишком строгими.
Если понравилась статья — оцените и наши «Маленькие истории»: