Воображение человека далеко не безгранично. Каким бы богатым оно ни было — всё выдуманное растет из реально существующего. Это, во-первых, экономит уйму времени тому, кто придумывает, а во-вторых, позволяет читателю легко воспринимать выдуманное — ведь представить получеловека и полульва гораздо легче, чем пытаться вообразить неведомую зверушку.
Рецепты волшебства
Как мы помним, в сказках, если речь идет о чудесных предметах, чаще всего работает схема, где волшебством наделяются обыденные вещи: палочки, шляпы, посохи, кольца и перчатки, сапоги и башмачки, ковры и скатерти. Когда дело доходит до живых волшебных существ — тут чаще всего включается несколько иной метод, назовем его «волшебная селекция». У него есть несколько подходов.
Подход первый: сказочные полумеры
Суть его проста и стара как мир: берем двух реальных существ (человека, зверей, птиц, рыб) — и «обмениваем» их телами. Частично.
Таких существ мы повсеместно встречаем, начиная с мифов древних государств: Египта или Греции.
Пантеон египетских богов вообще представляет собой существ с человеческими телами и головами животных — у Анубиса это шакал, у Гора — сокол, у Тота — ибис. Боги выступают главными персонажами тогдашних «сказок», а их волшебная сущность подчеркивается именно смешением человеческого и животного начала.
Мифология греков также демонстрирует богатую фантазию: а мифические твари чаще всего — всё те же гибриды. Минотавр, кентавр и сатир получили половину от человека, половину от зверя. Грифон — это полулев и полуорел. Пегас — крылатый конь. Единорог — конь с единственным рогом (древние знали о нарвалах?).
В русских сказках тоже не обошлось без волшебной селекции: вспомните избушку на курьих ножках. Да это же самый настоящий гибрид — только славяне оказались еще более изощренными и не смешивали банальных коня и медведя. Изба с ногами курицы? Почему бы нет.
Даже Пушкин практикует этот подход, описывая страшный сон Татьяны и местное сборище странных гостей: «…вот карла с хвостиком, а вот — полужуравль и полукот».
Подход второй: микс из самого страшного
Некоторые вымышленные существа должны были стать олицетворением всего ужасного и отталкивающего. Добиться этого простым смешением пары животных вряд ли получилось бы. Поэтому здесь работал другой подход: у разных существ выбирались разные их части (как правило, наиболее пугающие). Получался ходячий сборник человеческих кошмаров.
Так, например, появилась мифическая мантикора — существо с телом льва, хвостом скорпиона и совершенно неуместным на таком теле человеческим лицом. Иногда ей добавляли кожистые крылья летучей мыши — дабы подчеркнуть исходящую угрозу.
Человеческое восприятие сильнее отторгает то, что меньше всего похоже на реальность. Поэтому, например, грифон, скорее, вызывает симпатию, а облик гиппогрифа (смесь рогатого коня, орла и льва) — наоборот, настораживает.
Подход третий: умножай на два, а потом еще на два
Как придумать сказочное существо, не прибегая к волшебному смешиванию? Очень просто: увеличить количество отдельных частей обычного существа.
Многорукие индийские боги, двухголовый горный великан (шотландцы называли его «эттин»), трехголовый змей Горыныч, шестикрылый серафим — когда требовалось усилить эффект от уже придуманного вымышленного существа, ему увеличивали количество рук, ног, голов, крыльев, глаз и т.д. Получалось бюджетно и в то же время очень эффектно.
Заключение
До скорого, наши читатели! Если понравилась статья и хотите продолжения — ставьте лайки, а уж за нами не заржавеет, нам точно есть, что рассказать о сказках. И, конечно, пополняйте свою электронную библиотеку интерактивных книг нашими маленькими историями: