В сказках, как и во взрослой литературе, ничего не бывает просто так. Поэтому те, кто пишет сказки, должен не просто «владеть пером», но и постоянно изучать законы, по которым живет сказочное повествование. Сегодня мы в «Маленьких историях» подробнее расскажем о таком важном сказочном мотиве, как мотив дороги, пути — и о том, как он находит отражение в произведениях для детей.
Итак, какие приемы обычно используются в сказочных сюжетах, когда тот строится вокруг идеи дороги?
Герой идет, куда глаза глядят
При такой подаче сюжета герой выходит из дома без конкретной цели, что называется, «на все четыре стороны», «людей посмотреть и себя показать». Впрочем, такое путешествие не так уж бесцельно: оно символизирует взросление, выход в большой мир из привычной «скорлупы». А, как мы знаем, народные сказки в принципе символичны.
Чаще всего такую сюжетную конструкцию можно встретить в сказках о царе-отце и его сыновьях, которые просят отцовского благословения и покидают дом, чтобы посмотреть мир.
В ходе путешествия герои находят нечто, что и не думали найти — богатство, невесту, нежданные испытания или даже сильного противника.
Герой добровольно идет на поиски чего-то или кого-то
Один из самых популярных сюжетных каркасов: во всем известной «Царевне-лягушке» сыновья ищут себе невест и доверяются случаю: пускают по стреле в случайном направлении, чтобы потом отправиться — каждый в свое путешествие.
Такая конструкция всегда подразумевает, что главный герой отправляется в дорогу по собственному решению, а найти хочет что-то определенное, желаемое. В отличие от следующего сюжета, изначально герой ничего не лишается, а его путешествие — это дорога к обретению чего-то нового.
Герой добровольно идет возвращать утерянное
Отличие от предыдущего типа «дорожного» сюжета здесь в том, что путешествие героя изначально — не беспечная прогулка, а тяжелый путь, полный испытаний.
В сказке о Финисте — ясном соколе, Марьюшка отправляется в дорогу, чтобы вернуть возлюбленного, изнашивая по пути трое железных башмаков и стирая три железных посоха.
Героя отправляют на поиски чего-то или кого-то
Недоброжелатели хотят избавиться от героя и отправляют его в дорогу против его воли. В таком сюжете перед героем часто ставится неосуществимая задача: например, принести огонь от Бабы-Яги, как в сказке «Василиса Прекрасная».
Или же героя просто отправляют на верную смерть, как в «Морозко» или в похожей истории «Гензель и Гретель». Преодолев трудности, герои возвращаются домой с наградой — а зло остается наказанным.
Нарушение родительского запрета и дорога как наказание
Этот тип сказочного сюжета повествует о детях, которым взрослые строго запретили покидать дом, но те пренебрегают наказом. Непослушание неизбежно ведет к беде. В сказке «Гуси-лебеди» сестрица отправляется в опасный путь, чтобы вернуть брата — и, благодаря помощи волшебных союзников, они успевают вернуться домой к приезду родителей.
Заключение
Мотив дороги и путешествия — универсальный и вечный, это мотив взросления, становления личности, подвергаемой трудными испытаниями вдали от безопасного дома. Именно поэтому мотив так часто присутствует не только в детской, но и в юношеской и взрослой литературе.
Немного приоткроем занавес — маленькая история про Комарика, которую мы готовим к выходу, тоже будет немножко о дороге. А если еще не знакомы с прошлыми интерактивными книжками-малышками — добро пожаловать: